Эксперт поделился впечатлениями о застройке города
Известные геополитические потрясения развернули жизнь многих жителей Российской Федерации на 180 градусов. Десятки тысяч из них прибыли в Казахстан. Среди так называемых релокантов, приехавших в страну с 21 сентября, значительное количество квалифицированных кадров – инженеров, архитекторов, производственников, IT-специалистов. Редакция golos-naroda.kz поговорила с недавно переехавшим в Алматы московским архитектором Андреем Бутко, чтобы узнать его историю, впечатлениях о южной столице, а также о его взгляде на наболевшую проблему мегаполиса – застройке предгорий.
С началом строительного бума 2000-х предгорья Алматы стали лакомым кусочком для желающих возвести собственный так называемый элитный коттедж или ЖК посреди вековых деревьев. Частные дома, как грибы после дождя появились вместо яблоневых садов и на оползнеопасных склонах. С тех пор в городе не утихают скандалы: зачастую права граждан на национальное достояние, в том числе предгорья и яблоневые сады, неравнодушные местные жители и активисты вынуждены отстаивать в судах. Граждане, возмущенные незаконной застройкой, заявляют о нарушениях архитектурных требований и негативных изменениях в общем облике мегаполиса. Так ли это на самом деле, есть ли все-таки грубейшие нарушения традиционных норм при застройке предгорий и почему московский архитектор решил остановиться в Алматы.
Переезд и казахстанские поездаМосковский архитектор Андрей Бутко работал в известной проектной компании в столице РФ. Более полугода назад он стал руководить филиалом в Санкт-Петербурге. Откуда, после 21 сентября, выехал в сторону казахстанской границы.
«Решение о переезде пришлось принимать довольно быстро. Потому как я служил, и подхожу под требования для мобилизации. Мы приняли решение работать удаленно и уже через неделю после 21 сентября, я выехал в Казахстан. Заезжал со стороны Уральска. Мы проезжали через Маштаково, тогда наплыва и многокилометровых очередей на границе уже не было, но мы видели следы долгого нахождения большого количества людей, мусор по обочинам. Две брошенные машины были на границе», – вспоминает архитектор.
Из Уральска до Алматы Андрей Бутко добирался на скоростном казахстанском поезде «Тальго», который, по его впечатлениям, оказался очень тесным и неудобным для взрослых людей.
«Я ехал в этом поезде впервые. Несмотря на то, что в вагоне всего четыре купе, места было очень мало и тесно. Старые вагоны, мне кажется, даже были лучше и просторнее. Эти как будто для детей и китайцы делали. Так из Уральска мы приехали в Алматы», – говорит наш собеседник.
Приехав в Казахстан, он продолжает работать удаленно и в ближайший год возвращаться обратно не планирует.
Алматы – город курорт«На самом деле, Казахстан хорошая точка, чтобы переждать всю эту ситуацию. Но возвращаться в РФ пока не намерен, по крайней мере, пока не сменится наша власть. К большому сожалению в России, люди, которые живут в регионах, в основном смотрят только телевизор, всю эту пропаганду с утра и до вечера. И даже если у них дом разрушен, они винят в этом американцев. Не понимаю вообще почему так», – недоумевает архитектор.
По мнению Андрея Бутко, первое впечатление от южной столицы – город курорт. Однако разный уровень жизни в центре мегаполиса и в нижних районах очень заметен. Из минусов – сильный смог, иногда перекрывающий вид на горы.
Фото: realkz.com
«В Алматы раньше никогда не был, нахожусь почти месяц, все нравится. По ощущениям, современный, развитый европейский город. Когда выезжаешь из центра, где в основном частный сектор, очень похож на множество небольших городов СНГ. Но в целом, Алматы больше город - курорт. Вокруг горы, очень красиво. Но смог все перекрывает. Это конечно то, с чем надо бороться как-то», – отмечает архитектор.
Межу тем, Андрей Бутко, как и большинство казахстанских архитекторов считает, что застройка частными коттеджами и так называемыми элитными ЖК участков предгорий очень рискованна. По его словам, при малейшем нарушении технологии строительства, здания попросту могут обвалиться.
«По поводу частных домов в предгорьях, еще до всех этих событий в Украине, мы делали несколько домов для Алматы. Тут одно из главных требований – железобетонный каркас, потому что грунты подвижные, это обязательное требование. И это логично, потому что иначе дом рано или поздно просто обвалится. А то, что люди строят прямо на склонах, в Нацпарках и прочее, это очень рискованно. Какое-то одно землетрясение даже небольшое – это риск», – подчеркивает эксперт.
Архитектор полагает, что массовая застройка предгорий в будущем могут привести к кардинальному изменению ландшафта, что на самом деле является ничем иным, как искусственным провоцированием обвалов.
Нарушения архитектуры«Вообще, я бы не рекомендовал застраивать предгорья и тем более территории Нацпарков. Если горы будут застраиваться, то от них в скором времени ничего не останется. Мы ездили в Ой-Карагай, поднимались на вершины. В Алматы много домов стоят на склонах. Во-первых, очень много средств тратится на строительство. Как правило дома на склонах очень дорогие, не потому что они лучше, а потому что с грунтами работа сложная. И если нарушать технологию, то риск обвалов очень высокий. А здесь из-за архитектурных работ, застройки гор, как раз и провоцируются обвалы. То есть, чтобы обеспечить безопасность жителей, чтобы облик гор и города в целом не пострадал, конечно, рекомендуется не застраивать горы и предгорья домами. А уж тем более высотками и ЖК», – отмечает собеседник.
Московский архитектор отмечает, что в Алматы почему-что множество домов построены очень близко к границам участков, и при этом, они почему-то приняты в эксплуатацию.
«Ситуация очень похожа на РФ на самом деле. Здесь очень много людей, которые строят совершенно без проекта. В основном, самая большая ошибка, люди строят очень близко к границам участка. Здесь это бросается в глаза. В РФ есть ограничения - от дороги 5 метров и от границ участка 3 метра. Здесь я заметил, высотки и особенно в частном секторе, даже если это элитный коттедж, дом построен прямо у границ участка, практически вдоль забора. Даже есть такие случаи, окна выходят прям к забору, к дороге. В РФ, например, в такой дом ни газ провести, ни коммуникации. Вообще в эксплуатацию могут не принять такое строение», – сравнивает ситуацию Андрей Бутко.
Как подчеркивает специалист, все заказчики, даже довольно состоятельные, всегда на чем-то хотят сэкономить, начиная с проекта.
«Проект на самом деле это то, на чем нельзя экономить. Это и есть инструкция по строительству, которая в дальнейшем наоборот сэкономит деньги. Но вообще я наслышан, что здесь строители не готовы работать по проектам. Даже серьезным, где обязательно указаны составы для фундамента, кровли и т.д. Им достаточно чуть ли не на бумажке планировки и фасады», – комментирует архитектор.
Андрей Бутко рассказал, каким образом решаются подобные вопросы в РФ.
«Сейчас там намного хуже ситуация. Потому что в РФ все решается деньгами, взятками и так далее. В том же Сочи, тоже есть горы и много застроек. Получается, когда кто-то из богатых людей что-то решает построить, он построит. То есть, там уже давно ничего не решается. Город топит при каждом ливне. Проблема никуда не уходит, не решается, только усиливается. Поэтому я, собственно, оттуда и уехал. Хочу найти более справедливую страну в этом плане», – говорит он.
Россиянин высказался и об изменениях в Казахстане за послений год. По его мнению, на сегодняшний день страна находится на пути развития.
«По крайней мере я вижу, что после января, люди боролись и после этого изменения есть и большие. В той же РФ и в Беларуси такого нет. Не скажу, что сейчас Казахстан представляет такую идеальную страну, но вы сейчас на том пути, когда можно что-то изменить в лучшую сторону. (...) В России все намного хуже, с той же демографией. Я уже принял образ кочевника, думаю здесь на 1 -1,5 года остаться и работать. Мне кажется, страна неплохая, чтобы задержаться здесь», – резюмировал архитектор Андрей Бутко.