Только от госаппарата зависит – пользу или вред от притока россиян почувствуют казахстанцы
Почти месяц все казахстанские новости забиты российскими мигрантами. Но, если верить официальной информации, практически все, приехавшие к нам несколько недель назад россияне, выехали из страны. Однако, вернутся ли к домобилизационному уровню цены на еду и аренду квартир? Что в Казахстане будут делать оставшиеся? Смогут ли они здесь устроиться на работу, но так, чтобы не спровоцировать безработицы среди местных? Журналист golos-naroda.kz выслушал мнения экспертов на заданную тему.
Потоки уменьшаютсяМеждународный центр журналистики MediaNet собрал за круглым столом экспертов и представителей госорганов, дабы обсудить – какие риски принесла миграция россиян в Казахстан и какие возможности открывает сложившаяся ситуация?
Старший инспектор комитета миграционной службы МВД РК Бауыржан Омаров сообщил, что на сегодня в Казахстан въехало 2 млн 414 тысяч, выехало - 2 млн 292 тысяч граждан соседней страны.
«С 21 сентября - начала частичной мобилизации в РФ – к нам въехало 420 тысяч россиян, в том числе 265 939 мужчин мобилизационного возраста. Выехало 310 тысяч россиян, - привел Омаров актуальную статистику, собранную МВД совместно с Погранслужбой КНБ».
Если в дни массового наплыва соседей – с 21 по 28 сентября (пик пришелся на 27 сентября) – в Казахстане было зарегистрировано 36 тысяч прибывших россиян, то 18 октября, например, въехало 7 200 граждан РФ, 8 760 – выехало. Данные приближаются к домобилизационной статистике.
Останавливаются мигранты в основном в приграничных регионах Казахстана: Западно-Казахстанская, Актюбинская, Мангистауская, Атырауская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Костанайская области, а также в мегаполисах - Астане и Алматы.
За 9 месяцев 3 535 граждан РФ привлечены за нарушения миграционного законодательства, из них выдворено 246 человек (всего из РК выдворено 5 тысяч иностранцев).
Добро пожаловать, релоканты!Президент АО «Центр развития трудовых ресурсов» Даулет Аргандыков в притоке мигрантов видит больше плюсов.
«Люди мобилизационного возраста оказывают положительное влияние на экономику. Государство не занималось их образованием, а тут - готовый трудовой квалифицированный ресурс. Каждый человек - это прирост ВВП, он тратит деньги, оплачивает жилье, заказывает услуги, товары», – подчеркнул Аргандыков.
Он привел данные информационных систем, согласно которым в настоящее время по трудовым договорам в республике работают 22,5 тыс. граждан РФ без ВНЖ, с ВНЖ – порядка 30 тыс. россиян. Прирост в сентябре составил 1 385 договоров.
«В основном россияне работают в сфере торговли, услуг, IT, строительства, ремонта автомобилей, профессиональной научной деятельности. По нашим оценкам всерьез и надолго у нас останутся до 100 тыс. человек, многие из них - наши бывшие соотечественники».
Также зарегистрировано 16 тыс. юрлиц с российским участием, 12 тыс. – действующие. Прирост с 1 февраля по 1 октября составил 36%. В Казахстан из Россию уже релоцировалось международные компании из сфер IT, финтех, производства игр и программного обеспечения, создано 4,6 тыс. рабочих мест. Общая капитализация этих компаний - 27 млрд. долларов.
Приток мозгов и рост экономикиМеждународный консультант по миграции Елена Садовская привела данные: в Казахстане не хватает 10 тысяч IT-специалистов, 23 тысяч медицинских специалистов.
Девятый вал идеального шторма- Я беседовала с мобилизационными мигрантами, среди которых много медиков и айтишников. И если они быстро пройдут процесс нострификации дипломов, это благо для нас. Есть еще наука – в 1991 году у нас было 55 тыс. научных работников, за 30 лет мы потеряли 35 тысяч. Если к нам прибыли научные кадры - а они прибыли с первой волной российской миграции – это тоже благо для Казахстана», – сказала Садовская.
Экономист Арман Бейсембаев подчеркивает: события февраля и сентября у соседей, хотя и внесли вклад в казахстанскую инфляционную картину, рост цен, в том числе на рынке арендного жилья, но не являются основным фактором статус-кво.
«Они не стали тем самым триггером, который вызвал бешеный рост инфляции. В 2020 году начался ковидный кризис: мировые Центробанки остановили огромный экономический поезд на полном ходу, и он врезался в стену. И теперь мы расплачиваемся за это», – сказал Бейсембаев.
Он напомнил, что в 2021 году начала раскручиваться инфляционная спираль, логистические цепочки стали проседать, стал заметен дисбаланс спроса/предложения мирового производства и потребления, произошли скачки цен.
«Этот макроуровень - общая внешняя арка, которая на нас воздействовала. В этом году на всю напряженную внешнюю и внутреннюю ситуацию наложилась война России и Украины, последствия санкций, блокировки, которые усугубили логистические проблемы, потом наступил миграционный кризис. Есть еще внутренние проблемы – несбалансированность денежно-кредитной и бюджетной политики».
В итоге все стало тем самым идеальным штормом, когда разнонаправленные события наложились друг на друга и привели к той ситуации, в которой мы находимся сейчас, - считает экономист.
Сделать лимонадОднако из текущей ситуации, уверен Арман Бейсембаев, мы обязаны извлечь выгоду.
«Иначе грош цена нашим госструктурам», – говорит он.
В долгосрочной перспективе мигранты и впрямь несут возможности – приток мозгов, налогоплательщиков. Но сейчас нужно учитывать в первую очередь риски. Среди которых – инфляция, когда вследствие роста потребителей мы получаем скачок спроса на продукты, одежду, жилье.
«Есть еще социальные риски, о которых нужно говорить. Я ожидал всплеск ксенофобии, потому что наше общество не было готово к этим событиям. И на местном бытовом уровне ксенофобские настроения имеют место быть, что вот сейчас россияне навалятся на нашу экономику, заберут всю нашу работу, съедят всю нашу еду, перележат наши диваны. Но пока основные глобальные риски не реализовались, а с внутренними экономическими процессами можно справиться», – говорит эксперт.
При этом Бейсембаев полагает, что на сегодня потенциал роста нашей экономики существенно ниже, чем мог бы быть.
«Мы не используем его в полную силу. Почему - вопрос к государству. Часто экономисты спорят, на сколько в этом году вырастет наша экономика - на 3 или 4%. Но мы упускаем из виду, что потенциал роста нашей экономики - 7-8%. Наша экономика существенно не доинвестирована по разным причинам. И в этом смысле приток новых мозгов способен изменить ситуацию. Чего нам и желаю», – сказал в заключение экономист.
Назгуль Абжекенова