Одной из самых серьезных проблем казахстанского общества стали участившиеся случаи насилия над детьми, в том числе произошедшими в стенах школ.
Резонансные истории то и дело становятся достоянием общественности, приводят к громких скандалам, разбирательствам и расследованиям. Правозащитники заявляют, сложившаяся отечественная система защиты прав детей в рамках взаимоотношений «школа-ребенок-родители-общество» давно и безнадежно устарела, не отвечает современным вызовам и требует изменений. Что не так с защитой прав детей в Казахстане, в чем причины роста преступлений против несовершеннолетних и каким образом можно исправить ситуацию, специально для golos-naroda.kz рассказала доктор права, квалифицированный тренер ООН по правам человека Халида Ажигулова.
Казахстанская общественность заявляет о нулевой терпимости к фактам детского насилия. Однако несмотря на принятые меры, многочисленные мероприятия, круглые столы и форумы, посвященные этой теме, в последние годы страну буквально захлестнула эпидемия преступлений против детей. Правозащитники в свою очередь предлагают внести изменения в действующую систему защиты интересов несовершеннолетних.
ПРИЧИНЫ НАСИЛИЯ
Национальный координатор образовательного проекта Street Law Kazakhstan по правам человека и защите детей от насилия, буллинга и кибербуллинга Халида Ажигулова считает, что основной причиной насилия над детьми в школах является правовая безграмотность и, казалось бы, банальное отсутствие уважения прав ребенка.
Фото из личного архива Халиды Ажигуловой
«Это правовая безграмотность и со стороны учителей, и со стороны родителей, и со стороны детей, потому что им никто эти знания не дает, не рассказывает о его правах, об его ответственности. Где-то виноваты безграмотные родители, которые не знают, как правильно защищать своих детей, на что вовремя обращать внимание. То есть, в целом насилие происходит там, где отсутствует уважение прав человека», - комментирует собеседница.
ДЕТИ - АГРЕССОРЫ
Халида Ажигулова поясняет, что есть некоторый процент детей, которые с самого раннего возраста являются агрессорами, буллерами. И в том случае, если в учебных заведениях учитель может позволить себе насилие над детьми, психологическое, где-то даже психическое, запугивать детей, оказывать давление, кричать, некоторые ученики принимают это за модель поведения.
«Во-первых, либо они видят такую модель поведения дома. Если у них в семье постоянно насилие, избиение, драки, жестокое обращение, они считают, что это норма. Приходят в школу и так же начинают себя вести по отношению к другим детям. Бывает, что сам ребенок жертва насилия или он переживает большой стресс, потерял кого-то из членов семьи либо переживает развод родителей, и чтобы привлечь к себе внимание этот ребенок тоже может начать вести себя агрессивно. Это поведение может происходить по отношению к другим детям, по отношению к учителю», - говорит эксперт.
Однако по мнению тренера ООН по правам человека, это не повод наказывать ребенка-агрессора сразу. В первую очередь, необходимо выявлять причину детской агрессии, проводить работу и уже после назначать наказание.
Фото: открытые источники
«Потому что любой ребенок, и буллер, и пострадавший — это дети. И надо им помочь. У нас же всегда используется авторитарный стиль. Как с СССР это пошло, так это и осталось, хотя и тренинги проходят, круглые столы и материалы есть. Но те же учителя многие не воспринимают их как должное. У нас авторитарный стиль, устрашение. Насилие в отношении детей, как минимум психическое, в школах было всегда, это воспринимали как норму. Но сейчас менталитет, самосознание людей меняется. По Конституции мы правовое, демократическое государство, значит и людям надо вести себя также. Необходимо знать свои права и свои обязанности. И детей этому надо обучать», - убеждена правозащитница.
РОДИТЕЛИ - АГРЕССОРЫ
Халида Ажигулова отмечает - реалии казахстанских школ таковы, что в некоторых случаях сами родители зачастую злоупотребляют понятием защиты прав детей и при любой возможности бегут жаловаться на педагогов во все инстанции - от прокуратуры до КНБ и министерства образования. Причем в большинстве случаев, такие родители сами позволяют себе психологическое насилие над своими детьми.
Фото: открытые источники
Этот вопрос также касается необходимости принятия в каждой школе внутренних правил предупреждения буллинга, насилия и так далее. Правила должны распространяться на всех участников образовательного процесса: руководство школы, учителей, школьников и родителей.
«Отправлять памятку, правила поведения в школе в тот же общий чат. Обязательно должна быть прописана и ответственность родителей. Например, чтобы дети были в школьной форме, приходили опрятные, следить за гигиеной детей, подстригать вовремя ногти. То есть, вроде бы элементарные вещи, кто-то не уделяет этому внимание, потому что семьи разные. Некоторых родителей надо образовывать, потому что кто-то из них в трудной жизненной ситуации или ведут асоциальный образ жизни. Все равно им надо объяснять, что у них есть обязанности по отношению к детям. Обязательно прописать, что не допускается никакого оскорбительного, неуважительного отношения ни к кому», - убеждена она.
В таком случае родители также будут знать, что нарушение законов РК, оскорбления педагогов, агрессия приведут уже к юридической ответственности. Прописывать и доводить до сведения родителей тоже очень важно, чтобы предупреждать подобное поведение.
«И среди родителей есть агрессоры, буллеры, есть те, кто нападает на учителей, на других родителей. Тем более в школах необходимо принимать правила, обеспечивать безопасную образовательную среду для всех участников процесса», - отмечает Халида Ажигулова.
КАК ЗАРУБЕЖОМ?
В мировой практике есть правила, как на доступном языке детям дошкольного, начального школьного возраста объяснять о своих правах. Спикер приводит в пример США, где еще в 1 классе ребенку выдается книжка с описанием его прав и обязанностей.
«Все это написано дружелюбным, понятным языком и с уважением к личности ребенка. К примеру, в правилах указано, что в нашей школе «мы все друг друга любим, все друг друга ценим, несмотря на наши различия, какой бы мы не были расы, национальности, пола. Указывается, что если вдруг ребенка что-то тревожит, беспокоит, он всегда может обратиться к своей учительнице или сотруднику по детскому благополучию. То есть, уже с начальной школы ребенок знает, к кому обратиться. У нас же такого абсолютно нет», - считает эксперт.
КАК В КАЗАХСТАНЕ?
Не секрет, что в нашей стране, по разным причинам, проблема ранее зачастую замалчивалась. В школе, а где-то и сами родители предпочитали не предавать огласке случаи насилия. Благодаря тому, что сейчас родители уже не молчат, общество узнает обо всех этих фактах насилия над детьми.
«Педагоги замалчивают случаи насилия над детьми, пытаются решить эти ситуации сами. Многие родители боялись огласки, так называемого позора. На самом деле сейчас и прокуратура, организации образования обращают внимание на защиту прав детей. Мы можем снизить уровень насилия над детьми в школах, если будет контроль и со стороны государства, и со стороны общественных организаций, и родителей. Возможно, тогда агрессоры будут знать и бояться, что обязательно последует разбирательство и наказание», - комментирует доктор права.
Кроме того, в большинстве отечественных учебных заведений с детьми не разговаривают на тему предотвращения преступлений против них, убеждена правозащитница. А все правила поведения сводятся исключительно к категоричным требованиям соблюдать дисциплину: не бегать, не шуметь, вставать, кода заходит учитель и тому подобное.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Халида Ажигулова подчеркивает, что в век социальных сетей и всеобщего доступа в интернет, сохранить в тайне случаи насилия над детьми практически невозможно. Поэтому в первую очередь, администрации учебных заведений рекомендуется не скрывать факты буллинга, избиений, насилия в стенах школы.
«Не надо пытаться скрыть, потому что кто-то все равно сообщит в прокуратуру, в правозащитные организации. Я получаю очень много сообщений от детей по нарушению их прав, обращаются студенты, сообщают о сексуальных домогательствах со стороны педагогов, а руководство молчит и ничего не делает. Естественно, после обращения в Министерство образования, все равно начинаются проверки», - объясняет правозащитница.
По мнению тренера ООН по правам человека, в каждой школе и учебном заведении надо принять внутреннюю политику по защите детей от любых форм насилия, травли, домогательств, дискриминации, превышении служебных полномочий.
«На основании этого уже разработать процедуры, куда дети могут обращаться, если что-то с ними произошло или они стали свидетелями неправомерного, незаконного случая. У нас, когда совершается сексуализированное насилие над ребенком, встает вопрос, что жертве надо предоставить квалифицированную помощь», - заявляет эксперт.
По мнению правозащитницы, учитывая, что такая помощь стоит недешево и мало специалистов, которые работают с детьми-жертвами насилия, не каждый может себе позволить подобные услуги ребенку, а в бюджете никаких средств на это не заложено. Но, участие квалифицированного психолога очень важно во время следственных действий, во время допроса ребенка.
«Это не школьный педагог, который не имеет права работать с жертвами насилия, потому что может даже где-то навредить по незнанию. Это должны быть клинические психологи, со спецобразованием. И их работа необходима. Те же следователи или адвокаты подозреваемых могут задавать неэтичные, некорректные вопросы ребенку. Поэтому надо чтобы опытный психолог пресекал такие моменты. Школьные психологи не знают, как вести себя в подобных ньансах, естественно они не могут полноценно выполнять функции по защите прав детей в уголовном процессе», - разъясняет Халида Ажигулова.
Поэтому правозащитники предлагают обязательное выделение бюджета на услуги клинических психологов, а также создание автономных и независимых психологических служб, куда смогут обратиться любой ребенок, родитель или педагог, в случае потребности. Более того, учитывая, что психологическая служба связана с ментальным здоровьем, необходимо включить предоставление услуг клинических психологов в ОСМС.
«Думаю, это важно для всего общества и наши членские взносы в ОСМС могли бы идти на эти цели, работать в этом направлении. Если будет создана независимая психологическая служба, в дальнейшем и у директоров будет понимание что делать дальше. Им не придется что-то скрывать, что-то замалчивать. Здесь они уже будут говорить об инциденте открыто, о том, как его расследовали, какие меры приняты. В том числе и в отношении виновного лица, какая была оказана помощь. Это цивилизованно, гуманно с точки зрения закона и обеспечения защиты интересов ребенка. Именно всеобщая вовлеченность к решению наболевшего вопроса всего общества может помочь искореннить проблему насилия над детьми», - резюмирует Халида Ажигулова.
Очевидно, что несмотря на многочисленные факты насилия над детьми, коллегиального взимодействия в решении проблемы на сегодняшний день в Казахстане нет. Пока эксперты и правозащитники заявляют о необходимости изменения в мерах по защите прав казахстанских детей, а с высоких трибун отчитываются о бесконечных мероприятих, посвященных решению вопроса, печальная статистика, подвергшихся насилию несовершеннолетних, неуклонно растет.