Дипломатия и компромисс стали главными инструментами достижения мира в Азии
На новый уровень вышло Совещание по взаимодействию и мер доверия в Азии в Астане. Теперь форум будет не просто диалоговой площадкой, а станет полноценной международной организацией. К такой договоренности удалось прийти в ходе саммита СВМДА. Очевидно, что способствовала этому неспокойная обстановка в азиатской части света.
Аналитик по международным отношениям Антон Бугаенко в беседе с golos-naroda.kz отметил своевременность вывода форума на новый формат. Примечательно, что инициатором предания нового статуса Совещанию стал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
«Токаев как дипломат прочувствовал момент ухода западно-центричности мировой политической системы, и вовремя возродил формат СВМДА. Совещание имело хороший потенциал, который не был реализован из-за не очень благоприятной внешней конъюнктуры. Азия действительно всегда была разобщенным регионом. В данный же момент на фоне конфликта России с Украиной, с началом центробежных процессов в мировой архитектуре безопасности формат некой азиатской переговорной площадки стал более актуальным. В азиатском регионе нет официально оформившегося вектора центростремительных сил, но есть запрос на обсуждение каких-то альтернативных форматов. Мы видим, что Россию сейчас пытаются исключать с мировых площадок, которые западно-ориентированы, но это не снимает с повестки дня вопросов сотрудничества с этой крупной страной. Соответственно, это только одна из иллюстраций проблемы, из-за этого актуализируются форматы, которые нестандартны для международных отношений», – сказал Антон Бугаенко.
Наделение новым статусом Саммита – одно из ключевых событий, считает политолог Адиль Каукенов. Более того, знаковым, отмечает он, стало и то, что Казахстан остался председателем СВМДА на ближайшие два года.
«СВМДА из диалоговой площадки, круглого стола, где люди просто разговаривают, перешла на уровень организации. Организация отличается тем, что у нее есть органы, которые работают, есть бюджеты. Соответственно, сама организация переходит на иной уровень развития», – подчеркнул Адиль Каукенов.
Проведение такого плана международных мероприятий может позволить себе не каждое государство как с технической стороны, так и с точки зрения внешнеполитических отношений. Казахстан - может.
«Организация таких больших диалоговых площадок – это показатель того, что в стране есть для этого возможности. То есть проведение СВМДА свидетельствует о том, что мы можем принимать у себя не только туристов, бизнесменов. Мы можем обеспечивать безопасность и лидерам государств. Это большая задача – обеспечить безопасность высшим лицам стран, сделать так, чтобы они сели за один стол, дать возможность высказаться», – считает Адиль Каукенов.
В том числе это удалось РК благодаря тому, что республика не имеет внешнеполитических врагов и внутренних конфликтов.
«Казахстану за счет того, что у нас нет внешних врагов, у нас есть внутриполитическая стабильность, удается принимать такие форумы, продвигать те месседжи, которые важны для самого Казахстана, для региона Центральной Азии, повышать его узнаваемость и заключать много соглашений, включая экономическую, культурную сферы», – отметил Адиль Каукенов.
На мировой арене, подчеркивает спикер, РК все еще остается terra incognita. Модерирование дискуссий в организации республикой поможет раскрыть Казахстан для многих потенциальных стран-партнеров, способствуя налаживанию новых связей, акцентирует эксперт.
Преобразование СВМДА – это дипломатическое оружие Казахстана, и оценивать его правильнее не с ракурса конкретных достигнутых договоренностей, полагает Антон Бугаенко.
«Для Казахстана СВМДА важен не столько для решения каких-то конкретных задач, сколько как фактор престижа, а самое главное – подтверждение его многовекторной политики. Но речь идет не просто о репутации, а и о сугубо практической задаче поддержания баланса страны как в качестве переговорной площадки, так и в нейтралитете. Собственно, мы таким образом постулируем себя как нейтральную страну, которая дает возможность переговоров между различными странами. Поэтому мы используем тот задел, который был сделан в предыдущие 30 лет развития страны», – подчеркивает аналитик.
Впервые в Совещании в качестве участника присутствует Эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани. Арабское государство присоединилось к СВМДА, став 28 членом организации. В Казахстан он приехал с госвизитом. Аналитик по международным отношениям Антон Бугаенко в беседе с golos-naroda.kz выделил данное событие.
«Государственный визит президента Катара показывает возросший интерес к региону. Активность этой страны в регионе Центральной Азии возрастает. Плюс Казахстану интересно сотрудничество со странами персидского залива как с альтернативной площадкой, потому что неизвестно, как будет разворачиваться ситуация вокруг России. Вдруг и нас санкциями заденет, к сожалению», – сказал Антон Бугаенко.
С госвизитом прибыл в Астану и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Характер его встречи с Касым-Жомартом Токаевым показывает как укрепляется уровень взаимоотношений между странами.
«Турция – один из влиятельных игроков и в региональном, и глобальном масштабе. У Казахстана с Турцией очень хорошие взаимоотношения. Здесь стоит отметь взаимоотношения между лидерами государства. Оба лидера показали хорошие межличностные отношения. Например, «пинг-понг» дипломатия. Все СМИ облетели фотографии, где Эрдоган и Токаев вместе играют в настольный теннис. Да, это не первая их партия, но это стало милой традицией. Это любопытный факт. Это все можно также отнести к стабилизирующим факторам», - отметил политолог Адиль Каукенов.