Сможет ли «Байтерек» продать бывшую «дочку» санкционного Сбера

Будут ли связываться с банком, за которым тянется санкционный шлейф, иностранные инвесторы? 

Динара Куатова

Очистить от западных санкций дочернюю структуру Сбербанка в Казахстане в прошлом, то есть «Береке банк», госхолдинг «Байтерек» намерен приблизительно через полтора года. Сразу же после этого актив планируют предложить иностранным инвесторам. Однако эксперты, опрошенные Kazakh24.kz, высказывают сомнения по этому поводу.

Время неопределенности и санкционный шлейф

Загадывать что-то на фоне глобальной нестабильности экономики и геополитики, сложно, – любые планы сегодня кажутся зыбкими. А в случае с казахстанской  «дочкой» Сбера стоить брать в расчет еще и санкционную историю, которая и вовсе неизвестно когда и куда вырулит. Одно очевидно – связываться  с компанией, которой в любой момент могут припомнить санкции против «матери», иностранные компании, включая финансовые структуры, вряд ли осмелятся.

«Продажа «Береке банк» иностранным инвесторам, мне кажется, нереальной задачей в свете седьмого пакета санкций, который был недавно принят, а также восьмого пакета санкций, который принимается в данный момент», – считает экономист Мурат Абдурахманов.

Снять санкции с банка, по мнению спикера, крайне непросто. Для этого, поясняет он, нужно вернуть средства, выплаченные при сделке российскому Сберу.

«Если эти деньги вернутся в Казахстан, то этот банк выведут из-под санкций, потому что будет доказано, что никакого влияния на общую ситуацию по описанию санкций ЕС эта сделка не оказывает. Тогда они действительно выйдут из-под санкций. Но российская сторона не согласится отдать этот банк бесплатно казахам», – отмечает Мурат Абдурахманов.   

Рынок иностранным инвесторам неинтересен

Плюс ко всему, стоит учитывать, что зарубежные инвесторы и без всяких санкций не проявляют особого интереса к казахстанскому рынку. Об этом говорит тот факт, что после открытия казахстанского банковского сектора в 2020 году иностранным банкам, в республику ни один иностранный игрок так и не зашел. Надеяться на интерес к обремененному санкциями банку, пусть даже эти санкции в прошлом, весьма опрометчиво, полагает экономист Айдархан Кусаинов.

«Насколько «Береке банк» будет интересным для иностранных инвесторов? Я сторонник того, что в банковской системе Казахстана слишком много банков для нормального ведения бизнеса. Экономика страны, откровенно говоря, находится в неудовлетворительном состоянии. Сами по себе казахстанские активы непривлекательны», - констатирует экономист.

Клиенты могут разбежаться 

Вопрос и в том, насколько эффективно госхолдинг будет управлять новым объектом. Сможет ли, по крайне мере, не довести данный финансовый институт до окончательного разорения?

«Есть активы, пассивы, обязательства, которые нужно закрывать, и заработать при этом. Любой бизнес – это живой организм, это не недвижимость, которую купил, а затем продал. То есть риск имеется. Неизвестно – насколько хорош был банк сам по себе, когда его покупали? Второй риск – насколько хорошо «Байтерек» справится со всей этой историей? Насколько хорош он будет в управлении банком? В последнем я, откровенно говоря, сомневаюсь, потому что пока «Байтерек» не показал себя серьезным рыночным игроком. Это обычный госхолдинг, который играет за государственные деньги. Причем получает их по нерыночным ставкам, отдает государственным программам», – отметил Айдархан Кусаинов.

Никто не дает гарантии, что через полгода не разбегутся все клиенты. При таком исходе, даже привлекательная цена, по которой могут выставить объект, не заинтересует инвесторов, говорят эксперты.   

Непрозрачность сделки множит вопросы 

Приватность сделки по приобретению финансового учреждения вызывает множество вопросов, высказываются экономисты. До сих пор сумма, по которой была совершена покупка банка, не предается огласке.   

По каким причинам информация о сумме госсредств, которые были потрачены на приобретение «Береке банка», хранится в режиме секретности – совершенно непонятно. Зачастую подобного рода тайны скрывают скелеты с коррупционным душком в шкафу. Очень не хочется, чтобы такого рода подозрения подтвердились, но опровергнуть это могли бы только топ-менеджеры холдинга «Байтерек», которые до сих пор хранят молчание.

Между тем, таинственность порождает новые риски.

«Гарантий, что этот банк не будет продан аффилированным «Байтереку» лицам, нет. Соответственно, «Байтерек» вместе со всеми аффилированными лицами может попасть под седьмой пакет санкций ЕС и США. Надо быть к этому готовыми», – поделился подозрениями экономист Марат Абдурахманов.  

 

Напомним, ранее сообщалось, что по статистике Национального банка РК, финансовое состояние данного учреждения существенно ухудшилось за четыре месяца (с марта по июнь 2022 года – Прим. Авт.), – с периода начала войны в Украине и наложения санкций. За это время по размеру активов в банковском секторе страны «Сбербанк Казахстан» («Береке банк») откатился с третьей строчки на седьмую. На начало марта 2022 года его активы оценивались в 3,7 трлн тенге, а по итогам первого полугодия – в 2 трлн тенге. Собственный капитал банка в марте 2022 года превышал 392 млрд тенге, а в июле он практически вышел в ноль, составив -10,7 млрд тенге. Ссудный портфель в аналогичном периоде сократился с 2,4 трлн тенге до 1,4 трлн тенге. Объем вкладов юридических и физических лиц снизился с 2,1 трлн тенге до 282 млрд тенге.   

Реклама
Реклама
Новости партнеров