Казахский народ славится своими многовековыми традициями и обычаями
Как и у всех народов, появление малыша на свет – большая радость. Именно поэтому, традиции и обычаи, связанные с этим, особенно чтут и соблюдают, передает golos-naroda.kz.
Самая первая традиция носит название «Шілдехана». Это самый первый праздник, который проводится в честь новорожденного. Один из древних обычаев, дошедший до нас. Раньше предки казахов, когда узнавали новость о рождении ребенка, посылали гонцов, чтобы те рассказали всем. Сейчас же, радостную новость сообщают по телефону. Гости собираются дома и желают ему крепкого здоровья. Считается, что чем больше сказано добрых слов, тем лучше будет судьба новорожденного. Также малышу приносят подарки.
Чаще всего, говорят пожелание «Бауы берік болсын». Что означает – «Пусть младенец будет здоров и крепок».
Смысл «Шілдехана» - защитить новорожденного от злых духов, отпугнуть их шумом и весельем, показать, что есть кому вступиться за младенца. В наше время, этот праздник чаще всего проводят в день выписки, собирая всю семью от мала до велика.
На третий или пятый день после «Шілдехана» празднуется «Бесiк той». Праздник укладывания малыша в бесiк (люльку, колыбель). На мероприятие собираются самые близкие родственники со стороны мамы и папы новорожденного. Они дарят подарки, устраивают застолье и потом приступают к самому главному.
Перед тем, как положить малыша в бесiк, комнату окуривали, чтобы очистить ее от злых духов. После проводится обряд «Тыштырма». В специальное отверстие в колыбели кладут сладости, курт, творог. Они должны упасть наружу, после чего их должны взять девушки или женщины, которые тоже хотят стать мамами.
Чаще в колыбель ребенка укладывает бабушка. Если это мальчик, возле него клали камчу, чтобы он вырос влиятельным человеком. Для девочек тоже клали различные предметы, чтобы она стала красивой и счастливой. В наше время, праздник «Бесiк той» проводится все реже и реже.
Также принято поздравлять новоиспеченную маму. Для этого проводится «Қалжа той». Родственники мужа заранее готовили ягненка. Для этого выбирается именно молодой скот. Потому что мясо ягненка, было бы проще пережевать родившей. Еще до начала тоя - ей отдавали печень, которая считалась одной из самых питательных и полезных частей.
На «Қалжа той» собираются только женщины. Они желают новоиспеченной маме скорейшего восстановления, а также обмениваются своим материнским опытом. И дарят подарки.
Когда «Қалжа той» заканчивается, принято проводить несколько ритуалов с костями съеденного ягненка. Так, например, очищенный асык, вешают в изголовье колыбели. Шейные позвонки ягненка также очищают и вешают в укромное место, это делается для того, чтобы малыш был крепким и здоровым. Также считается, что с помощью этого, новорожденный начнет как можно скорее держать ровно головку. Кости должны быть очень хорошо очищенными и гладкими.
Первые сорок дней жизни новорожденного – считаются «опасными». Малыш довольно слаб, он более подвержен плохому влиянию. Именно поэтому, стараются его не показывать другим людям. До 40 дней нельзя стричь волосы и ногти новорожденному, они считаются защитой от злых духов.
Праздник «Қырқынан шығару» буквально означает «Вывод ребенка из 40 дней».
В нем принимают участие только женщины. По религиозным убеждениям считается, что на 40-й день в ребенка вселяется душа.
В день проведения «Қырқынан шығару» нужно проводить ряд традиций.
Начинается все с купания малыша – для этого готовится ванночка с теплой водой, которую ставят на белую ткань. Нужно из этой ванночки 40 ложек воды перелить в деревянную чашу. В чашу кладут украшения, фасоль, монетки, желательно золотые и серебряные. также можно положить бусины для девочки и асыки для мальчика. Считается, что все это принесет удачу и богатство.
Новорожденного помещают в ванночку и поливают его водой из деревянной чащи. В это время гости говорят добрые пожелания.
Когда заканчивается процесс купания, малышу в первый раз стригут ногти и волосы. Ногти было принято закапывать в землю, где не ходят люди, а волосы убирали в отдельный сверток. Все эти ритуалы проводила кіндік шеше – буквально пуповинная мать. После проведения «Қырқынан шығару» ей дарят хороший подарок.
Кіндік шеше выбирают женщину, на которую хотели, чтобы был похож ребенок. Обычно предпочтение отдавали той, которая еще не имеет детей. Считается, что после проведения ритуала, она скоро станет сама мамой.
После всех ритуалов малыша переодевали в новую одежду. Обычно, рубашку, в которой он был во время мероприятия, дарили женщине без детей.
Помимо этого, на сороковой день принято приглашать муллу (мусульманский священник), который даст ребенку официальное имя.
Мулла зачитывает молитву и трижды говорит ребенку ему имя на ухо.
После того, как малыш начинает делать первые шаги, казахи проводят праздник «Тұсау кесу».
Этот обряд помогает ребенку ускорить физическое развитие. Для проведения «Тұсау кесу» ноги малыша связывают белым и черным шнуром. Такое переплетение объясняют тем, что в жизни каждому человеку встречается и добро, и зло, бывают и черные, и белые полосы, но все их надо пережить — перешагнуть. У казахов есть также притча «Ала жiптi аттама» — «не переступай черту», остерегающая человека от неправильных поступков.
Во время обряда, путы ребенку перерезает человек со счастливой судьбой. Есть поверье, что его качества перейдут малышу. Для проведения обряда, малыша ставят на белую дорожку, в конце которой кладут различные предметы. Избранный родителями достойный, уважаемый человек торжественно перерезает путы, берет ребенка за обе ручки и проходит с ним несколько шагов. Перед ребенком кладут различные предметы. Например: домбру, ручку, деньги. Он обязательно берет один из предметов. Считается, если он выберет ручку, будет ученым. Если домбру – музыкантом, если деньги – бизнесменом.
Ритуал «Тұсау кесу» символизирует открытие жизненного пути.
Также у казахов есть ритуал, специально для мальчиков. Когда им исполняется 4-7 лет, ему проводят «Сүндет той» - обрезание крайней плоти. Считается, что это посвящение мальчиков в настоящие джигиты. Празднуют его чаще всего с размахом.