Правозащитница - о воспитании мальчиков и девочек в Казахстане
Руководитель фонда «Коргау-Астана» Анна Рыль ежедневно видит реальные случаи нескольких семей, страдающих от насилия в семье, передает golos-naroda.kz.
Сейчас в приюте Нур-Султана, который она курирует, находится 44 человека – 14 женщин с детьми.
У каждой своя история, которая привела их в кризисный центр. Осенью, когда уже холодает, таких обращений становится больше, поскольку пережидать на улице с детьми, пока муж -дебошир успокоится, сложнее.
«Обратиться к нам может любой человек. Чаще всего это женщины, жертвы домашнего насилия. И дети. Если раньше дети сбегали из дома, совершали какие-то безумные поступки, то сейчас они уже знают свои права и могут напрямую прийти в центр и сказать, что в семье разлад и мама опять пьет, просят пожить. В этом случае мы связываемся с органами опеки, стараемся помочь», – говорит Анна Рыль.
Не всем женщинам нужен ночлег, есть и те, кто проживает на своей либо арендованной квартире, находится на грани развода и нуждается в консультационной и психологической поддержке по вопросам проживания, определения места жительства детей. За год, а помимо приюта есть консультационный центр, обращается 400 женщин.
Причинами семейных неурядиц правозащитница называет информационное давление, какие-то события в жизни, из-за которого люди выплескивают друг на друга раздражение, вымещают свои эмоции, и экономическую нестабильность. А еще катализатором стычек могут стать родственники, например, свекровь.
«Она накручивает мужчину, мотивируя это тем, что сама пережила такое отношение в семье. И это становится, как дедовщина. Свекровь требует, чтобы невестка тоже прошла через это – рукоприкладство и унижения. То есть это такая травма поколений, она передается и разрушает молодые семьи. Многие, кто приходит в наш центр, говорят, что если бы родственники не вмешивались, то семья была бы сохранена», – рассказывает эксперт.
Домашнее насилие может длится несколько лет. Больше всего удивляет позиция родственников, которые выбирают политику невмешательства. «Никого не беспокоит то, что все это видят дети, и у них после этого соматические или психологические расстройства, и во взрослой жизни им сложно оправиться», - говорит эксперт. По мнению Анны Рыль, воспитывать детей сейчас нужно по-другому.
«Я думаю, что нельзя растить девочек, как раньше, - тихими, безропотными. Девочек нужно учить защищать свою территорию, свое личное мнение, свои личные границы. Почему? Потому что, во-первых, это оградит их от сексуальных домогательств. Во-вторых, девочка, которая воспитана в уважении к себе, сможет выбрать для жизни партнера, который будет так же относиться к ней. Говоря о девочках, нельзя пускать на самотек мальчиков», – говорит она.
Анна Рыль обратила внимание, что домашние тираны – это дети из 90-х, те, чьи родители пропадали на работе сутками, дети были предоставлены сами себе, и в их семье было неспокойно, то есть в детстве они тоже пережили насилие. И во взрослой жизни копируют такие же поведенческие расстройства.
«В те годы был такой момент, когда криминал имел такой романтический окрас и поэтому это поколение, 30-40-летние мужчины ведут себя незрело, как подростки, по отношению к себе и женщине. Безответственно. Самое главное, что мы должны воспитывать в мальчиках, это ответственность к детям, партнеру по жизни», – говорит она.