Кто-то из них выбрал Казахстан для переезда, кто-то как транзитный пункт
Граждане России, которые приехали в Уральск после объявления мобилизации в РФ, рассказали, как обустроились и во сколько им обходится жизнь в Казахстане, передает golos-naroda.kz.
В интервью журналисту «Уральская неделя» 43-летний Егор из Челябинской области рассказал, что раньше занимался ресторанным бизнесом, планировал развивать свою сеть. Что в Казахстан приедет, даже предположить не мог, признается мужчина. Про Уральск узнал из чатов в Телеграм-канале.
«Взял все деньги и документы. Квартиру закрыл, цветы и кошку отдал бабушке-соседке, она мне как мать… Добрался сюда довольно быстро, границу тоже, как теперь понимаю, быстро прошёл — всего за 10 часов. Нашел квартиру за 35 тыс тенге в сутки, но неожиданно оказался у Айгуль-апы — она отобрала меня у своей соседки. Та вела меня в квартиру, которую мне сдала. Услышав, за сколько я квартиру снимать буду, Айгуль-апа стала стыдить соседку. Та начала ей рот затыкать. В итоге Айгуль-апа меня к себе позвала. У нее единственный сын вместе с семьей в Турции живет. Денег брать за жилье она не хочет, обижается. Тогда я решил ремонт ей сделать в квартире, там у нее явно мужских рук не хватает. Работы всегда и везде хватает, я не буду сорняком», – рассказал Егор.
«На улице двое дедов со мной поравнялись, один из них мне сказал, что я трус. Я ему сказал, что лучше буду пять минут трусом, чем всю жизнь покойником. Его спутник сказал мне: «Правильно, сынок, ты его не слушай, не наша это война», – вспоминает Егор.
28-летний Дмитрий приехал из Самары, где у парня была работа и достойная, по его словам, зарплата.
«А тут эта мобилизация. Я сразу понял, что меня заберут, а я этого не хочу, я в этих играх не участвую. Маму стало очень жалко, она уход папы еще толком не пережила, а тут я могу уйти в неизвестность», – говорит молодой человек.
Мама Дмитрия попросила сына спасаться. Дмитрий взял денег только на первое время, остальное оставил маме, потому что теперь ей некому будет помочь.
«Я уже работаю, жилье снял на месяц, мне повезло — за 30 тыс тенге комнату. Из Уральска к маме отсюда, в случае чего, можно быстро добраться. Когда наступят хорошие времена. Работаю и стараюсь не думать про завтра, а то с ума сойти можно. Тут у всех сердца добрые. Даже ругаются люди у вас по-другому и не злятся долго. Я вот решил, что позже начну учить казахский язык, бабушка, у которой я живу, пообещала, что будет учить меня. Она мне так говорит: «Ты, балам, обживайся, привыкай, а потом и язык выучишь, я тебе помогу», – рассказал Дмитрий.
Ирине – 25 лет, ее молодому человеку Сергею – 28. Оба профессиональные переводчики. Ребята приехали из Перми. Первого октября они должны были пожениться.
Границу с Казахстаном молодая пара проходила 27 часов, сняли однокомнатную квартиру за 65 тысяч тенге на 10 дней, без мебели. Ирина делает в квартире генеральную уборку.
«Ели, сидя на полу, постелили клеенку, а потом нам соседка столик дала, он низкий, дастархан называется, вот он сейчас нас выручает. Ну это всё дело времени. Сергей уже насчет работы узнавал, ему предложили несколько вариантов. У меня тоже есть задумки кое-какие», – сообщила Ирина.
Уезжать из Уральска ребята не собираются. Город они назвали уютным, а наших жителей – доброжелательными и отзывчивыми.
Для 23-летних близнецов из Санкт-Петербурга – Гоши и Аркадия – Уральск – транзитный пункт в Грузию. Там собираются жить и работать, по крайней мере, первое время, говорят они.
«Папа приехал ко мне на работу и без объяснений, со словами «по дороге всё расскажу», буквально запихнул меня в свою машину, а моя так и осталась на парковке. В это же время то же самое с Гошей проделала мама. Мы ехали, а отец мне говорил, что произошло и чем это грозит нам с братом. Я спросил — а как же вы с мамой? В ответ папа почти закричал: «Нам с матерью главное, чтобы вы были живые и счастливые». И добавил: «Мы с матерью не для этого вас рожали, человеку нужно быть счастливым и свободным, я на то и отец, чтобы вам это показать и поддержать», – говорят братья.
Об Уральске семья Аркадия и Гоши знала от близких друзей семьи. О съемной квартире договорились заранее — за 60 тыс тенге за месяц, оплатили вперед. По приезду парней ждал сюрприз.
«С нас попросили еще 160 тыс тенге. Пришлось отдать. Мы с братом сняли все, что было накоплено нами, мы пахали и зарабатывали. Но здесь много ребят, у кого совсем другие возможности. Я не жалуюсь и не возмущаюсь, во все времена так было, что одному – горе, другому – выгода, просто я подумал – это изменится когда-нибудь или нет?» – спрашивает сам себя мой собеседник.
И все же Аркадий говорит, что, несмотря на всю ситуацию с арендой жилья, с таксистами, в Уральске больше отзывчивых и добрых людей.
Ахмед — чеченец, родился в Джамбуле, живет в Саратове. Привез в Уральск трех сыновей — 18-ти, 23-х и 26 лет. Они сутки ждали перехода границы. Отдали по 10 тыс рублей за четверых водителю автобуса. Ахмед рад, что, наконец, добрался до Казахстана. «Отдохнем, и дальше двинемся в Турцию», — говорит мужчина.
«Я все время открыто говорил на работе после 24 февраля своим коллегам, что эта война – бесчестная. И молодежи вокруг меня говорю, что надо интересоваться политикой, знать, что делают политики. Иначе ты в один момент окажешься выброшенным из своей жизни. Сюда, в Казахстан, приехала пассивная оппозиция, кто против войны. Они не принимают путинскую политику. Те, кто ее поддерживает, не поехали сюда. А активная оппозиция там, в России, забита на митингах дубинками, сидит в тюрьмах», – рассказал Ахмед.
Ахмед пережил две войны в Чечне. Был ранен, его дом разметало взрывом снаряда.
«Россия делает с Украиной и украинцами то же самое, что сделала с Чечней. Я знаю, что это такое – война. Как только сообщили о мобилизации, я кинулся собирать сыновей — они у меня в этот момент в разных городах были. Старших из Москвы забрал, младшего – из Саратова. Там жена с тремя младшими детьми. Ни за что не допущу, чтобы мои сыновья на войну пошли, руки замарали в крови украинцев или погибли», – говорит мужчина.