поиск
×
Казахстан

«Назарбаев не Ататюрк»: почему у Казахстана все еще нет своего видения национальной истории

О необходимости популяризировать казахскую историю, заявил ученый

Венера Калиева
01 октября 2022 года в 09:22

«Назарбаев не Ататюрк»: почему у Казахстана все еще нет своего видения национальной истории
Иллюстрация: e-history.kz

У Казахстана есть проблемы с выстраиванием национальной истории. В стране нет своего видения. По мнению историка Жаксылыка Сабитова, в этом определенную роль в эпоху президентства Нурсултана Назарбаева сыграли попытки продать его образ как главного героя государства. Об этом ученный заявил в беседе с golos-naroda.kz.

«Во время Нурсултана Абишевича – он затмил всех пантеоном национальных героев – пытались его образ продать как самого главного героя, как Ататюрка. Но современная история показала, что данные попытки были бесплодными. То есть, условно говоря, у нас сохранился город Кунаев, но город Нур-Султан не сохранился. Это говорит о том, что в принципе население особо не приняло данный кульбит государственный. Поэтому, безусловно, нужно говорить о том, что в эпоху Назарбаева не строилась работа по выстраиванию национальной концепции истории», - отметил Жаксылык Сабитов.

Историк выразил надежду, что при нынешнем президенте РК эта работа начнется. При этом важно, чтобы концепция национальной истории была максимально достоверной.

«Когда у вас большой разрыв между национальной и профессиональной историями, когда истина в национальной истории является ложью в профессиональной истории, это вредит и государству, и обществу», – подчеркнул историк.

Он пояснил, что история делится на два уровня. Первый - профессиональная история, которая интересна узкому кругу лиц. В ней не должно присутствовать никаких эмоций. Ученый при исследовании должен абстрагироваться от всех своих субъективных предпочтений.

«Если же в профессиональной истории начинают «болеть» за казахов, то это всегда вредит профессиональному росту. Ты должен быть максимально объективен, абстрагироваться от своей национальной, социальной и другой принадлежности. Профессиональные историки спорят о мелочах. Их еще называют мелочеведы. Например, они могут спорить, условно говоря, над тем, в каком году умер Аблай хан – в 1680 году или в 1681 году? Для большинства населения эти дискуссии не представляют интереса. Это первый слой истории, фундамент, на котором должна держаться другая версия истории – национальная история», – сказал спикер.

Национальная история больше апеллирует к эмоциям. В ее рамках выстраивается нарратив, который может сплотить население вокруг мифологических побед, поражений, героев и всего остального.

«Надо понимать, что национальная история есть везде. Не надо говорить, что это очень плохо. Это действительно есть везде – и в России, и в Испании, и во Франции, и в Турции. (…)

Если какие-то идеологи и пытаются навести какой-то макияж, то он должен быть природным, минимальным, чтобы не раздражать глаз, чтобы это не было новое нарисованное лицо на основе непонятно чего. Необходим государственный институт, который бы этим занимался – Центр по популяризации истории», - отметил Жаксылык Сабитов.

 

Новости партнеров

Вам будет интересно