Слишком много лукавства: правозащитники о новом законе «О масс-медиа»

МИОР преподносит свои инициативы как шаг к расширению привилегий журналистов, но глава «Адил соз» видит в них другую подоплеку

Ботагоз Искакова

Пока на публичное обсуждение на портале «Открытые НПА» выносился только консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона РК «О масс-медиа», но в нем даются пока только очень размытые определения, передает golos-naroda.kz.  

Именно поэтому казахстанские правозащитники довольно настороженно относятся к инициативе министерства информации и общественного развития РК (МИОР).

В послании народу страны от 16 марта 2022 президент РК Касым-Жомарт Токаев отметил, что представляя собой эффективный канал коммуникации между властью и народом, СМИ могут и должны поднимать насущные проблемы.

«Но делать это нужно с большой гражданской ответственностью, работать не по заказам извне, способствуя поляризации нашего общества, и не за теневые гонорары, участвуя в скрытой борьбе политических кланов. Журналисты должны искренне переживать за свою страну и ее граждан. Недаром СМИ называют «четвертой властью», именно поэтому вам следует распоряжаться своим влиянием на умы и сердца людей со всей осторожностью. Это я специально обращаюсь к нашей журналистской братии. Убежден, что дальнейшие демократические преобразования невозможны без независимых и ответственных средств массовой информации. Поэтому необходимо пересмотреть закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы», - поручил Президент РК.

С 6 по 27 сентября 2022 года на портале «Открытые НПА» размещался консультативный документ регуляторной политики (КДРП) к проекту Закона РК «О масс-медиа». В нем оставили свои комментарии три казахстанца. Эти предложения в ходе публичных слушаний на площадке Zoom прокомментировал директор департамента государственной политики в области СМИ МИОР РК Жасулан Умиралиев.

Так, один из пользователей предложил ввести обязательство по ежегодному опубликованию дохода СМИ и проведению встреч с читателями.

«Однако это требует анализа регуляторного воздействия. Наверное, этот вопрос больше к налоговому законодательству, поэтому в данный момент мы его с вопроса сняли, потому что он сложный и находится исключительно в компетенции Минфина. А встречи СМИ и пресс-служб уже проводятся системно. Соответственно, нет необходимости законодательного закрепления данного предложения», - отметил глава департамента.

Поступали и предложения касательно деятельности средств массовых коммуникаций (СМК), они обсуждаются в рамках рабочей группы.

По мнению ведомства, в настоящее время с учетом новой реальности и практики реализации государственного информационного заказа в течение последних пяти лет назрела необходимость выработки новых подходов в реализации государственного финансирования. Решение данной проблемы видится в переходе к грантовому финансированию и субсидированию традиционных газет и журналов.  

При этом самое позитивное нововведение касается увеличения порога госрегистрации печатных СМИ: если сегодня она обязательна при выпуске газеты тиражом свыше 100 экземпляров, то в новом законе эта планка будет повышена до 500.

«Вы как и в прошлый раз на первый план выводите пряники, но мы подождем концепции. Меня не устраивает ни один пункт вашего консультативного документа. Почти ни один, очень мало там есть хороших норм», - выразила мнение президент ОФ «Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева во время публичных слушаний.

Она пояснила, что недавно обсуждала эти поправки с представителями офиса ОБСЕ по свободе СМИ, «и они были просто потрясены тем, как рабочая группа работает над этим законопроектом».

«Мы не видим документ целиком, не видим даже его каркаса, его схемы. Мы отрабатываем какие-то его детали. Судя по тем деталям, которые вы предоставляете, это в отдельных нормах, в статье и главах – только избирательные кусочки. Вы очень много пиарите то, что предлагаете – сократить срок исковой давности до полугода. Да, журналисты это воспринимают на «ура», но боюсь, что многие моменты, которые вы предлагаете, но пока не называете, не вызовут такого же отношения. И вы не даете никакой аргументации, почему у нас закон теперь предлагается назвать законом «О масс-медиа». В ответе я услышала: «Мы так решили, вы вчера сказали….» Но кто подразумевается под «мы», даже не важно. Почему вы так решили, где ваша аргументация?» - обратилась с вопросом правозащитница.

На этот счет в МИОР сослались на законодательный регламент.

«Сначала мы опубликовываем консультативный документ регуляторной политики, после него мы опубликовываем концепцию законопроекта, и после него мы опубликовываем сам законопроект.  Что касается названия законопроекта, мы вас услышали. Мы снова вернемся к обсуждению этого названия. Думаю, что к следующему заседанию рабочей группы мы дополнительно вернемся к этому вопросу», - отметил Жасулан Умиралиев.

В КДРП подчеркивается, что сегодня в Казахстане действуют новые виды массовой коммуникации, которые лежат вне правового поля.

«Интернет, интернет-ресурсы, социальные сети стали частью общественных отношений. Решение данной проблемы видится в определении новых понятий и субъектов СМК, а также их систематизация», - считают в МИОР.  

На основании этих данных в «Адил соз» сделали вывод, что власти решили деятельность журналистов и блогеров регулировать в одном законе.

«Блогеры сейчас вызывают очень большое опасение. Совершенно необоснованно, на мой взгляд. Это единственная причина, давайте уже говорить честно, данных законодательных поправок. Слишком много недомолвок, слишком много лукавства. И сразу скажу, если речь идет о том, чтобы регистрировать блогеров, регулировать СМК, аккаунты, то это бесполезно и невозможно. По моим грубым подсчетам, сейчас у нас есть несколько групп: есть блогеры, которые просто любят общаться; есть блогеры, которые ведут свой маленький бизнес; есть блогеры, которые выполняют чьи-то – не будем говорить – законные или преступные информационные заказы; и есть блогеры, которые, не афишируя это, выполняют заказы государства. Мы все знаем, что есть провластные блогеры, которых подкармливают. Так вот ради чего вы хотите их регулировать и каким образом, и в чем тут польза?», - задалась вопросом Тамара Калеева.

Глава департамента государственной политики в области СМИ и на этот вопрос ответил весьма размыто.

«Что касается регулирования СМК, под которыми понимаются блогеры, телеграм-каналы, инстаграм-площадки, у нас есть рекомендации от министерства национальной экономики в части того, что это может создать барьеры для предпринимателей. Также у нас есть замечания от членов рабочей группы. Мы сейчас прорабатываем вопрос целесообразности включения СМК в данный законопроект. Я думаю, что на этот ваш вопрос я отвечу чуть позже, при опубликовании концепции», - резюмировал он.

Между тем, в КДРП есть пункт касательно статуса средств массовой коммуникации.

В графе «Международный опыт» ведомство обращает внимание на то, что с развитием сети Интернет развиваются новые виды распространения информации. Причем сегодня посредством средств массовых коммуникаций могут не только освещаться события, но и формируется общественное мнение, что, по мнению МИОР, «требует рассмотрения вопроса ответственности за достоверность публикуемой ими информации».

«В целях правового регулирования деятельности новых видов массовых коммуникаций многие страны руководствуются рядом международных документов. Так, в своем Замечании общего порядка №34 Международного пакта о гражданских и политических правах, Комитет ООН по правам человека приравнивает деятельность блогеров к форме журналистики: «журналистские функции выполняет широкий круг лиц, в том числе профессиональные штатные репортеры и аналитики, блогеры и другие лица, которые публикуются в печатных изданиях, Интернете или где-либо еще», - поясняется в КДРП.

Наряду с этим, в некоторых странах существует практика правоприменения в отношении маркетинговых услуг и налогообложения деятельности блогеров.

«К примеру, в США, согласно разделу 5 закона Федеральной торговой комиссии, в зависимости от типа блога, блогер обязан четко раскрывать характер своих отношений с продуктом или компанией. Это дает возможность пользователям различать, какие части контента блогера являются редакционными, а какие связаны с рекламой (за исключением продуктов, который были приобретены самостоятельно или получены бесплатно)», - резюмировали в МИОР.

Кроме того, в документе, которое послужит основой для нового законопроекта, раскрывается вопрос «повышения статуса журналистов».

Министерство приводит международный опыт, где ссылается на то, что в законодательстве Германии и Франции права и обязанности журналистов прописаны детально.

В Великобритании, Соединенных Штатах и других странах, где царят традиции общего права, свобода печати определяется широкими юридическими принципами на основе комплекса законодательных мер, государственных правил и судебных прецедентов, не всегда непосредственно относящихся к сфере деятельности журналистов.

В этой связи, специалисты видят решение в «укреплении прав и пересмотре обязанностей журналистов, а также создании условий по расширению привилегий журналистов».

Реклама
Реклама
Новости партнеров