Текелийская трагедия: Почему Алматы не избежать стихийного бедствия

Мегаполис может столкнуться с более разрушительной силой

Сауле Саденова

15 мая в Текели сошел оползень, разрушены дома, погиб ребенок. Последствия стихии устраняют силами военнослужащих. Это ЧП вновь напомнило о том, что самый густонаселенный город страны в любое время может столкнуться со стихией более разрушительного масштаба. Специально для golos-naroda.kz руководитель лаборатории Института географии и природных опасностей, лауреат Государственной премии РК Виктор Благовещенский рассказал, можно ли предупредить катастрофу, насколько реальна угроза текелийского сценария в Алматы и причем здесь застройщики.

В последние годы в городе активно застраиваются опасные предгорные участки Заилийского Алатау. Новенькие ЖК и коттеджи с удивительной скоростью вырастают взамен знаменитых яблоневых садов, которые целыми гектарами идут под топор. То, что сады выполняют и укрепительную роль для опасных склонов, строителей не останавливает – предгорья как и цветущие деревья, вырезаются пластами. Застройщиков не останавливают многочисленные возмущения местных жителей, которые на протяжении нескольких лет пытаются помешать варварскому уничтожению яблонников.

Трагедия в Текели, когда после проливного дождя буквально за считанные секунды, снося все на своем пути, прямо на жилые дома сошел оползень, еще раз наглядно показала – массовая застройка предгорий Алматы и вырубка садов, ситуацию значительно обострила. Речь идет уже об искусственном провоцировании стихийного бедствия.

Фото golos-naroda.kz: Виктор Благовещенский 

По словам доктора наук, чрезвычайные ситуации, связанные со сходом оползней, могут в любой момент произойти в Алматы. Практически вся территория Заилийского Алатау состоит из лессовидных грунтов, на которых очень легко образуются оползни. Это касается всех предгорий горного хребта, начиная от Узунагача и до Тургеня, в том числе так называемых алматинских «прилавков». Оползни сходят на всех склонах. Однако именно в Алматы все усугубляется интенсивной застройкой. Нагрузка на предгорья при этом очень сильная.

«Это всеобщая угроза. Везде оползнеопасные участки. Оползни были всегда в нашем регионе. К примеру, в 1887 и 1911 годах вся территория Каменского плато – это был один огромный оползень. Угроза всегда существовала, и она как Дамоклов меч висит над жителями, которые там находятся. Самое опасное на этих склонах, что может спровоцировать ЧС – это любые земляные работы, которые подрывают их целостность: копание, рытье котлованов, в том числе строительство дорог. Подрываются основания склонов, они теряют устойчивость и легко сходит оползень», - поясняет эксперт.

КРАСНАЯ ЗОНА

Виктор Благовещенский добавил, что абсолютное большинство алматинских склонов всегда находились в красной зоне, в которой категорически запрещено любое строительство. И раньше даже если госучреждению требовалось провести какие-то работы, необходимо было получить разрешение, а давали не всегда. Ранее запреты исполнялись беспрекословно, никто и не смел орудовать на этих участках – безопасность людей главное. Для укрепления склонов в горах разбивали сады, и только в четко очерченных границах разрешалось строить дома. Сейчас же необходимых исследований склонов нет.

«Карт, обязательных для исполнения, тоже нет. В нашем Институте мы составляем карты, но они все рекомендательные. В годы перестройки и позже этот вопрос был упущен. Сейчас пробел надо срочно восполнять. Специалистов осталось немного, новых также нет. Но их можно найти и приобщить к работе. Но специалистов, вместе с их рекомендациями иногда просто отодвигают, чтобы не мешали. Потому что, если бы у эксперта спросили можно здесь строить, он бы сказал категорично - нельзя», - комментирует ситуацию собеседник.

По словам ученого, за все время ни один из застройщиков к специалистам Института за рекомендациями и картами Красных зон не обращался.

«Мы научная организация и проводим исследования территории и даем оценку, что на этой территории может случиться, что можно делать. Затем передаем наши исследования в Казселезащиту, в ДЧС, МЧС, а как далее эту информацию используют, перед нами уже не отчитываются. Однако все наши данные носят исключительно рекомендательный характер. Мы не выдаем какие-либо разрешительные или запретительные документы. За все это время ни один из застройщиков за рекомендациями к нам не обращался. Может многие из них и не знают, что мы существуем, но они не могут не знать, что строить в предгорьях нельзя», - поделился Виктор Благовещенский.

В последний раз перечень оползнеопасных участков Институт составлял еще два года назад, по поручению ДЧС Алматы.

«Мы насчитали таковых более 300. Но это только 10% от того, где они могут случиться. Времени, которое у нас было для проведения исследований, явно недостаточно. Мы успели нанести на карту только те участки, где уже были оползни. А где они вообще могут сойти, для этого крайне необходимы основательные масштабные исследования и ресурсы. В городе давно назрела необходимость изучения состояния гор с нанесением всех опасных участков», - заявляет доктор наук.

Карта оползневой опасности 1:25 000 / Красная зона

В составленных экспертами картах, указаны территории с сильной, средней и слабой степенями оползневой опасности – практически все участки предгорий, в том числе Бутаковка, Каменское плато, Ремизовка расположены в красной зоне. Учитывая, что в этих районах не только не проводятся необходимые укрепительные работы, но и гектарами вырубаются деревья, ситуация близка к критической.

Эксперт заявляет, массовая вырубка зеленых насаждений в предгорьях имеет прямое и непосредственное отношение к будущему бедствию. Сады играют важную роль в укреплении склонов и предупреждении бедствия. Деревья своей корневой системой скрепляют грунт и рассредоточивают дождевые стоки. Поэтому вырубка деревьев – это большая ошибка, которую необходимо срочно исправлять.

ЗАСТРОЙЩИКИ и БОЛЬШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

По мнению доктора наук, любой опасный склон можно укрепить так, что он станет безопасным. Но эти работы стоят в разы дороже, чем объект, который собираются построить. Эксперту неизвестны случаи, когда застройщики вообще проводили какие-либо масштабные исследовательские работы.

«Вряд ли эти дорогостоящие технологии будут использоваться нашими застройщиками, которые орудуют в предгорьях. По-моему, они просто говорят, что все предусмотрят, копают яму, ставят фундамент и на этом ограничиваются. А разрекламированная свайная система и якобы огромное количество бетона, в абсолютном большинстве случаев бессильны против стихии», - считает Виктор Благовещенский.

Специалист должен делать инженерно-геологическую съемку территории не только будущей стройплощадки, но и окружающего ландшафта, поясняет эксперт.

«Можно построить какой угодно прочный дом, но если над ним стоит склон определенной длины, с которого может сползти оползень, если нарушена целостность почв, вырублены деревья, никакие новые технологии, никакие сваи не помогут. Против стихии все это бесполезно. Оползень начнется выше, и все, что на этих сваях, будет сметено», - говорит доктор наук.

Виктор Благовещенский приводит пример: если лессовые породы имеют мощность 20 метров, то сваи надо пробить на 50 метров, до крепкого слоя, но и это не даст 100-процентную гарантию безопасности жителям таких домов, все зависит от силы стихии. 

«Никто не будет сваи в километр глубины ставить, такие затраты нести. Это невыгодно застройщикам. 20 метров глубины, это в среднем. Но может быть и больше, зависит от участка.  Алматы нуждается в полной ревизии предгорий. Будь моя воля, я бы вообще не трогал эту территорию. Самый максимум, что там возможно, это садовые, дачные участки», - считает эксперт.

ТЕКЕЛИЙСКОЕ ЧП – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

По мнению Виктора Благовещенского, текелийская трагедия должна стать уроком. В Алматы есть угроза схода оползня, более масштабного, более разрушительного, чем в Текели.

«Это большая угроза для жителей Алматы. Очень реальная. У нас же были случаи, когда в черте города были оползни, дома сносило, люди погибали и на дачных участках. Но тенденция резко усиливается с каждым новым домом, построенным в предгорьях, с каждым вырубленным деревом», - убежден эксперт.

Фото: личный архив Виктора Благовещенского / санаторий «Горное солнце», 17 апреля 2020 г.  

По словам доктора наук, в Алматы всегда было много осадков, при этом последствия раньше были предсказуемы, сейчас уже нет.

Фото: личный архив Виктора Благовещенского / Дачный поселок «Алма», 13 мая 2004 г. Погибли два человека.

Фото: личный архив Виктора Благовещенского / Ремизовка, 27 марта 2015 г. 

«Оползни характеризуются молниеносностью и масштабными разрушениями. В Алматы резко изменили окружающую среду, в самом негативном виде. Поэтому, безусловно, риски повышены критически. Еще можно предотвратить, если вовремя все сделать. Этот вопрос уже назрел давно, и я бы сказал перезрел. И времени очень мало. Это действительно так. В любой день оползень может сойти. Переживания жителей очень небезосновательны», - поясняет наш собеседник.

В Алматы на данный момент работа на опережение не проводится, мало того грубейшим образом нарушаются все возможные запреты на застройку склонов.

Фото golos-naroda.kz: строительство в предгорьях на месте вырубленных яблоневых садов. Каменское плато, май 2022 г.

Фото golos-naroda.kz: Земляные работы на «прилавках». Каменское плато, май 2022 г.

Фото golos-naroda.kz: ЖК, построенный под срезанным склоном. Март 2022 г.

Работа по предотвращению ЧС – это длительный процесс. И если вырубка деревьев и застройка предгорий не прекратится, стихийное бедствие ждать долго не придется, убежден руководитель лаборатории природных опасностей.

«Сход оползня в Алматы неизбежен, это дело времени. У природы свои законы. Небесную канцелярию подкупить невозможно, взяток они не берут. Судя по тому, что склоны все застраиваются, деревья вырубаются, выпадет сильный дождь и в любом месте может сойти мощный оползень. О последствиях даже думать не хочется. И ситуация в Текели может повториться уже в Алматы, только с более катастрофичными последствиями», - заключил доктор наук Виктор Благовещенский.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Виктор Благовещенский считает, что первую очередь необходимо на законодательном уровне ввести строжайший запрет на вырубку садов и строительство в предгорьях, плюс обязательное проведение инженерно-геологических изысканий перед любыми земляными работами на опасных участках.

«Высадка деревьев это один из пунктов мероприятий по укреплению склонов. У нас при всех рисках, сады уничтожают. Конечно, необходимо в срочном порядке начать работы по восстановлению садов, строжайшим образом запретить всю вырубку деревьев, все строительство, связанное с рытьем котлованов, прокладкой дорог, проведение любых земляных работ в предгорьях. Но самое главное, что у нас перед началом строительства почему-то не проводят необходимые инженерно-геологические изыскания, когда проверяется состав грунтов, их прочность, устойчивость. На основании которых можно сказать, что можно делать на этом участке, что нельзя. Их проведение тоже крайне необходимо», - убежден эксперт.

По мнению доктора наук, недавняя чрезвычайная ситуация в Текели наглядно показала пренебрежение природных опасностей, в частности оползневых. Оползень в Текели сошел из-за переувлажнения почвы в результате обильных осадков и потери устойчивости масс грунта. При том, что по спецклассификации текелийский оползень не относится к крупным. В Алматы же есть все предпосылки для более разрушительного бедствия.

«В Текели точно такие же грунты, как и в алматинских предгорьях. Все эти участки сейчас застраиваются. У нас где-то пропущено очень важное звено в цепи, которое начинается от идеи строительства до его реализации. Как научный сотрудник, не административный, не могу сказать, где именно это происходит, но где-то между составлением проекта и выдачей разрешения есть звено, к которому относятся можно сказать легкомысленно, халатно. Оползень в Текели не считается крупным, но его последствия ужасны», - считает Виктор Благовещенский.

Скриншот видео golos-naroda.kz: Земляные работы на прилавках. Каменское плато, май 2022 г.

Пока эксперты, активисты и местные жители пытаются привлечь внимание властей к проблеме и заявляют о критической ситуации, которая сложилась в мегаполисе, в предгорьях ежедневно ударными темпами идет застройка и продолжается массовая вырубка деревьев.

Реклама
Реклама
Новости партнеров