Достаточно ли оснований для выдачи убежища отказникам от мобилизации?
Приток мигрантов из России, прибывающих в Казахстан, чтобы избежать мобилизацию, приобрел внушительные масштабы. Многие из них не хотят участвовать в войне, а также не поддерживают агрессию против Украины. Может ли это стать достаточным основанием для выдачи им убежища? Своим мнением с golos-naroda.kz поделились эксперты.
При запросе убежища и статуса беженца гражданам любой страны нужно доказать, что им угрожает опасность в стране своего гражданства. Преследовать людей могут: по гендерным признакам (дискриминация женщин), по причине нетрадиционной гендерной идентификации (дискриминация ЛГБТ), на национальной или религиозной почве, за политические взгляды.
Ситуация с российскими гражданами неоднозначна. С одной стороны, факт того, что человек выехал за пределы своего государства, чтобы не участвовать в мобилизации, не говорит о том, что он не поддерживает политику руководства их страны, считает политолог Замир Каражанов. С другой стороны, некоторые из них в знак протеста покинули РФ, то есть налицо политический подтекст вынужденной миграции. Но если среди них будут желающие получить статус беженцев, то обосновать свой запрос им будет сложно. Каждый случай рассматривается индивидуально.
Рассчитывать на убежище, по мнению политолога, могут люди, которые на территории России подвергались давлению и преследованиям. Например, были задержаны во время участия в демонстрациях против войны в Украине.
«Человек сначала должен у себя в стране высказывать такие мнения, преследоваться. То есть наделить его статусом беженца могут не за то, что он не хочет попасть под мобилизацию, а за то, что он высказывал свои взгляды против войны, требовал, чтобы конфликт был остановлен. Если его задерживали органы правопорядка в РФ, применяли к нему меры административного взыскания или ареста за участие в протестах, то шансов у него будет больше», – отметил Замир Каражанов.
По словам адвоката Жангельды Сулейманова, данный вопрос в Казахстане регламентируется законом РК «О беженцах», который полностью дублирует международные нормы, декларируемые Организацией Объединенных Наций (ООН) в части определения статуса «беженец».
«Беженец – это лицо, которое покинуло страну, гражданином которой он является. Сейчас речь идет о Российской Федерации. Очень важен мотив – почему лицо выехало из своей страны в Казахстан. Есть такие понятия, как трудовая, медицинская, туристическая, образовательная миграция. Сегодня мы наблюдаем далеко не трудовую миграцию, люди не по учебе приезжают к нам. Это миграция, вызванная тем, что люди не согласны с политикой российской власти.
Есть мнение, что если на территории России нет войны, то покинувших ее нельзя считать беженцами. Но в казахстанском законодательстве, а также в нормах ООН другое определение содержится. Согласно им, беженцами можно признать людей, которые не только от войны бежали, но и также тех, кто имеет политические разногласия с властями. Случай с российскими эмигрантами, наплывом, который мы видим, говорит об их несогласии с призывом на воинскую службу в горячие точки. Это раз. Во-вторых, эта миграция носит массовый характер. На границе километровые очереди, десятки тысяч въезжают в РК. При обычной миграции столько людей к нам не приезжает, поэтому я как юрист склоняюсь к тому, что это все-таки это беженцы, люди, которые бегут», – отмечает Жангельды Сулейманов.
Правозащитник отмечает, что россияне не могут найти защиту от преследования (мобилизация) в своей стране. Судиться с российскими властями по факту они смогут лишь после того, как будут призваны на войну, если будут живы.
«Их призовут, отправят в зону военных действий. Только потом они смогут судиться. Будут ли они живы после этого? Кому это нужно? Как юрист я склоняюсь к тому, что все-таки это беженцы. Этот вопрос очень серьезный, его нужно решать, конечно, с участием международных институтов. Некоторые называют этих людей уклонистами, потому что они не хотят служить, но причина миграции людей не в том, что они не желают служить. Служить в армии это одно, а воевать – другое», – подчеркивает адвокат.
Вопрос и в том, будут ли они сами претендовать в Казахстане на статус беженцев. Немалая часть из них рассматривает РК в качестве транзитной зоны.
Справочно:
Согласно закону РК «О беженцах», компетенции по присвоению этого статуса находятся у местных исполнительных органов. Беженцы в РК имеют право на: получение удостоверения беженца и проездного документа; убежище; медицинское обслуживание по ГОБМП; труд или предпринимательскую деятельность. О выплате социальных пособий из госбюджета беженцам в законе ничего не говорится, но финансирование расходов, связанных с ними, осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не противоречащих законодательству РК.