поиск
×
Аналитика

Казахстанцы хотят перемен, но готовы ли сами работать ради светлого будущего?

Политологи рассказали, как строится «Справедливый Казахстан»

Анна Величко
19 марта 2024 года в 19:03

Казахстанцы хотят перемен, но готовы ли сами работать ради светлого будущего?
Коллаж: Голос народа

В своих выступлениях Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев так или иначе всегда говорит о том, какими морально-нравственными качествами должны обладать казахстанцы для того, чтобы наша страна успешно развивалась в будущем. Насколько реальные казахстанцы соответствуют описываемому Главой Государства образу? И почему он так много внимания уделяет этому моменту? «Голос народа» обсудил данный вопрос с экспертами.

Элемент НЛП?

Честный, ответственный и трудолюбивый – Касым-Жомарт Токаев в своих выступлениях регулярно проговаривает некие морально-личностные ориентиры для казахстанцев.

Интересно – это некий элемент нейро-линвистического программирования? Либо же мы действительно от сказанных с трибуны слов можем стать лучше?

Независимый политолог Газиз Абишев считает, что это – своего рода попытка работы с массовым сознанием со стороны Президента.

«Казахстанцы очень разные. Есть те, кто соответствует образу идеального казахстанца будущего уже сейчас, есть те, кто идет в этом направлении, есть, безусловно, и те, кто отрицает этот путь. Но главная идея ведь не в уравниловке, а в том, чтобы ценности были универсальными, и чтобы в случае противоречия, при противопоставлении с деструктивными, возобладали в обществе именно конструктивные ценности», - говорит эксперт.

Фото: Голос народа

Кроме того, как предполагает Газиз Абишев, месседжи Касым-Жомарта Токаева направлены не на всех казахстанцев одновременно, а на старейшин рода и отцов семейств – вряд ли в Администрации Президента всерьез верят в то, что спич Президента услышит школьник. Но его точно услышит его отец. И, так как проговаривает Президент, в общем-то абсолютно понятные человеку и здравые вещи, их не зазорно повторить и отцу семейства в воспитательных беседах со своими детьми. А, как не крути, основные нравственные ценности в нас закладывают именно родители.

Наша общность – в разнообразии

В то же время политолог, генеральный директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева считает, что задача государства не говорить о том, какими должны быть граждане Казахстана, а создать условия для их правильной трансформации.

«По сути, главный фактор, гарантирующий позитивные изменения менталитета любой нации – это образование. И вместо тысяч речей о том, какими должны быть казахстанцы, правильнее было бы построить 100 школ», - говорит она.

В этом направлении страна тоже идет – запущена программа «Комфортная школа», увеличивается финансирование научной деятельности, однако эффект от данных мер общество увидит не ранее, чем через несколько лет.

Что же касается существующего портрета среднестатистического казахстанца, то, как предполагает Толганай Умбеталиева, его просто нет.

Фото: соцсети

«У нас очень неоднородное общество. У нас разные ценности, разное восприятие мира. Это видно даже по социальным сетям: вроде бы общаешься с людьми преимущественно «своего» круга, уровня образования и так далее, но видишь порой диаметрально противоположные суждения. Потому что мы – разные. И надо признать, что в этом многообразии и есть наша уникальность. И пока мы не признаем это, вперед двигаться будет сложно», - уверена политолог.

Труд - это для каждого

Социолог, президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова вместе с коллегами различного рода замеры настроений в казахстанском обществе проводит регулярно.

И, как отмечает женщина, изменения в приоритетах казахстанцев фиксируются также регулярно. Но не всегда они позитивные.

«Не так давно мы делали исследование и обнаружили, что наше молодое поколение не понимает, что такое «трудолюбие». Они воспринимают его исключительно как способность долго и упорно делать что-то физически сложное. В то время как люди более старшего возраста понимают, что речь идет об абсолютно любом труде, в том числе – интеллектуальном и творческом. И вот эту сентенцию, конечно, теперь надо разъяснять, чтобы у населения не было недопонимания. Кроме того, такое узкое понимание трудолюбия стало одной из причин низкой мотивации отдельных граждан в получении знаний по профессии. В результате мы регулярно слышим о врачебных ошибках, о низком качестве знаний педагогов и так далее», - говорит она.

Фото: соцсети

Естественно, такое положение дел не может устраивать в долгосрочной перспективе абсолютно никого. И Глава Государства просто обязан был взять на себя ответственность за декларирование таких ценностей, как трудолюбие, любознательность, ответственное отношение к собственной жизни.

«Надо отметить то, что культура уважения мнения старших – одна из особенностей казахстанского менталитета. Соответственно, в нашем обществе такие наставления все же работают позитивно», - комментирует регулярные спичи Касым-Жомарта Токаева об эталонных качествах казахстанцев Гульмира Илеуова.

В целом, как подчеркивает социолог, казахстанское общество регулярно меняется. И не только по воле Президента или кого-то еще.

«Мы видим, что структура общества в целом усложняется. Появляются факторы, которые еще какие-то 20 лет назад просто не существовали или были несущественными. К примеру – новые технологии и социальные сети, расширение влияния религии, в первую очередь – ислама. При этом сказать, что за пять лет правления Касым-Жомарта Токаева наше общество кардинально изменилось, нельзя. Скорее в него вошло молодое поколение, воспитанное под влиянием новых факторов», - говорит Илеуова.

Хрупкое равновесие

Как отмечает руководитель Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Айдар Амребаев, менять менталитет казахстанского общества достаточно сложно.

«Наше государство вышло из недр патерналистской среды. Мы привыкли, что нас наставляют, направляют куда-то, предполагают образцы и так далее. Но, мне кажется,  наше общество нового образца должно  ориентироваться на свободную и просвещенную личность, критически осознающую себя и общественное окружение вокруг», - говорит он.

И, благодаря запущенным реформами экономической либерализации и политической модернизации процессам, этот процесс постепенно идет.

«Формирование ответственной за свою жизнь самодостаточной и самостоятельной личности и в целом такого общества недостижимо в одночасье. Должна измениться социальная среда, ценностные установки и смыслы жизни людей», - говорит Амребаев. 

При этом, как подчеркивает политолог на этапе транзита общество является достаточно хрупким, подверженным влиянию различных факторов как конструктивного, так и деструктивного плана.

«Задача государства стимулировать первое и минимизировать второе. На этом пути большую роль играет способность государства диалогировать с обществом, выявлять его доминирующие ценности и интересы», - резюмировал он.

Есть куда стремиться

Политолог, директор Института общественной политики «Amanat» Мадина Нургалиева, в свою очередь, подчеркивает: формирование морально-нравственного образа казахстанцев подкрепляется вполне реальными законодательными механизмами для развития этого образа. Проводниками этих перемен являются Президент и политические институты – Парламент, местные исполнительные органы, партии.  

«Сейчас мы движемся в политической парадигме «Справедливый Казахстан». На недавнем Национальном Курултае в г.Атырау состоялось широкое обсуждение идейных основ Справедливого Казахстана. Были обозначены базовые общенациональные ценности – Независимость и Патриотизм, Единство и Солидарность, Справедливость и Ответственность, Закон и Порядок, Трудолюбие и Профессионализм, Созидание и Новаторство, которые призваны консолидировать народ. Де-факто, речь идет о закреплении идеологем «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» («Ответственный гражданин – Честный труд – Заслуженный успех») в практической и повседневной жизни граждан.

Фото: inform.kz

При этом для реализации концепции «Справедливый Казахстан» уже сделано немало, однако запрос на перемены – сохраняется. К примеру – в 2021 году была внедрена выборность сельских акимов, а недавно состоялись пилотные выборы акимов 45 районов. В обществе не просто появился запрос на честных и эффективных руководителей сельских округов и районов, но и появились лидеры, готовые брать на себя ответственность за свой населенный пункт, готовые стать народными избранниками», - говорит она.

Как отмечает эксперт, казахстанцы становятся все более политически продвинутыми, ведь в стране за 5 лет дважды состоялись президентские и парламентские выборы. Население стало более требовательным и открытым.

«Если говорить о менталитете нашего общества, то к его базовым настройкам добавляются новые. Патриотизм приобретает новые формы выражения – готовность покупать товары, прежде всего, отечественного производства, отказ от взяткодательства, готовность носить национальную одежду. Думаю, что в эти дни Наурыза этот тренд очень заметен всем.  Но есть и то, к чему нам надо еще стремится. Например, формирование читающей нации. Президент об этом часто говорит. По данным исследования Института общественной политики 73,4% не читают книги и только 26,5% респондентов прочли за последний год в среднем 5 книг. Для сравнения, во Франции и Канаде читают по 17 книг в год, в США – 12, в Южной Корее – 11. Именно поэтому продвижение культуры чтения – это залог успешной прогрессивной нации», - рассуждает Мадина Нургалиева.

Однако, когда именно казахстанцы трансформируются в нацию, о которой не единожды говорил в своих выступлениях Президент Казахстана – пока сказать сложно.

Новости партнеров

Вам будет интересно